Что такое дуэль в доте. Начнем с того, что дота - это командная игра, и она изначально была рассчитана на "коллективное" прохождение. Однако, желающих повоевать 1 на 1, как и во всех играх, не уменьшалось.
Некоторые получают удовольствие от дуэли, некоторые преследуют за этим какие-то цели (например, хотят посредством этого улучшить свой скилл, в частности, ластхит).
Однако, для большинства игроков дуэль служит "показателем мастерства игры в доту". Сразу в любом маломальском опене после взаимных оскорблений выскакивает: "GO 1x1?!". Отчасти, это можно понять. Новички, думающие, что дуэль в доте покажет, кто круче, а кто нет, именно так и поступают. Однако, это не совсем так. Игрок может вести себя отлично в замесах, показать отличный тимплей, но сливать дуэль из-за отсутствия ластхита, правильного итембилда, etc.
Поэтому, максимум, что может дуэль в доте - показать, какой из игроков лучше играет НЕ В ДОТУ (как командную игру, тут надо уточнять), а в ДУЭЛЬ ДОТЫ. Проще говоря - показывает скилл дуэли, не больше.
Настройки дуэли.
Дуэль можно настраивать как и обычную доту, но в свободные слоты можно "посадить" компьютеров, чтобы те регулировали начальный прирост золота. Так обычно поступают, если вы слышите "дуэль с закупом в 700" и т.д. Чем больше компов, ясно дело - тем меньше стартовых денег.
Расскажу о самых необходимых настройках, которые обычно обговариваются до игры (по взаимному согласию разумеется).
I. Дуэли разделяются на несколько типов, а именно:
Дуэли только по центру (-om). Этот тип дуэлей выявит, кто лучше контролит крипов на линии и кто, собственно, обладает лучшим микро.
Дуэли по всей карте. Этот тип дуэлей выявит стратегическое мастерство (т.е. макро) игроков, т.к. необходимо следить за событиями по всей карте.
II. Заранее обговариваются условия победы/поражения. Обычно они бывают:
До первой смерти (фб(fb)). Обычно такое правило мудро только в дуэли по центру, т.к. преимущество во времени, которое герой проведет, ожидая воскрешения, фатально. Но часто с этим не соглашаются ("фб ничего не решает"), поэтому используют нижеприведенное правило.
До определенного кол-ва убийств (кол-во устанавливается заранее) или до определенного отрыва в кол-ве убийств между игроками (допустим, если при счете 2-2 вас убили, и вы считаете, что это не повлияет на результат).
До полного сноса бараков или вражеского трона/дерева. Справедливое правило.
III. Некоторые моды игры помогают более честно выявить необходимый игроку скилл в дуэли. Например:
-np (no powerups). Игра без рун. Считается, что контроль рун является сильным преимуществом в игре 1 на 1 (особенно с купленными Empty Bottle), поэтому иногда включают этот мод.
-sh (same hero). Игра одинаковыми героями. Наиболее справедливое решение, т.к. в таком случае просто не может быть "отмазки", мол, у тебя герой сильнее.
IV. Бывает, что вы считаете какие-то предметы имбалансными (т.е. сильнее остальных), поэтому вы праве по взаимному согласию запретить их до начала игры. Приведу список наиболее популярных на запрет:
Necronomicon. Дает решающее преимущество собравшему его.
Linken Sphere. С перезарядкой 20 сек. является очень даже полезной вещью 1 на 1.
Dagon. Банят (т.е. запрещают) реже, чем вышеперечисленные предметы, но и такое случается.
Arcane Ring. В дуэлях с некоторыми героями (вроде зевса, тинкера, течиса) запрещают, но редко.
Cranium Basher. Обычно для героев с высокой скоростью атаки, а особенно с шансом на баш (характерные примеры тролль, воид с мом и т.д.) покупка башера является огромным преимуществом, поэтому частенько банят.
Залоги победы в дуэли.
Как вы думаете, кто победит в дуэли, блудсикер или раста? Подавляющее большинство новичков скажет что блудсикер, кто-то скажет, что это чушь. Однако, не все-таки просто. Сильнее тот, кто лучше играет, а также у кого благоприятнее настройки (окончательный список всего, что позволяет выиграть, ниже).
Блудсикер с закупом в ~3200 будет гораздо опаснее, т.к. сможет купить вангуард, и никакие змейки/харас руками ему не страшны. Хотя и тут не все безоблачно, но все же под конец игры шансы убивать руками у него больше.
Но с закупом в 700 уже раста является королем положения, т.к. он полностью контролирует игру. И на 6 лвл. ему будет непросто избежать комбинации змейки + сетка, даже ценой своего полезного сайленса.
Также немалую роль играет и стартовый закуп. Представьте, Раста купил РоР и до кучи закупился тангами (я говорю про закуп в 700). Спрашивается, зачем? Разве умный блудсикер полезет на него в атаку? А он закупился в 1-2 стоута, пару веток/цирклетов и те же танги, он будет немного ласхитить (отрегенивая потом идущий в него дамаг), поэтому у него будут вполне реальный шансы выровнить свое положение.
Или закуп в 3200. Любой любитель опенов практически сразу купит блудсикеру или демон едж, или иглхорн, или вообще будет копить на сакред релик >_<. Что ему делать против Расты, который купил простенький еул, и после достижения 6 левела сможет постоянно его убивать, используя комбинацию еул + окружение змейками.
В общем, что-то я увлекся .
Смысл в том, что далеко не главное, лучше/хуже у тебя герой (хотя, при равном скилле, однако, это порой весомое преимущество/недостаток), гораздо важнее стратегия игры (я, как шахматист-любитель, люблю выбирать значение "наметить план игры"), скилл игрока (банально правильно применять спеллы, не попадать в дурацкие ситуации и т.д.), итембилд и скиллбилд (удачу, конечно, стоит тоже отметить ). О некоторых из них напишу, в дальнейшем, поподробнее.
Немного об аспектах.
Дуэль, по сути, сплошная игра на контр тактику. Если игроки будут одинаково закупаться, примерно одинаково играть и иметь одинаковые по всем пунткам характеристики, то они еще очень не скоро доиграют их игру :O . Правильное использование изъянов соперника - основная цель для достижения победы в дуэли.
Каждый игрок должен решать для себя, какой тактики ему надо придерживаться против определенного оппонента. Некоторые, зная, что неприятель плохо ластхитит, в начале игры банально перефармивают и добиваются стойкого перевеса. Некоторые используют погрешности суппостата в закупе предметов, и ловят его на этом (закупают контр предметы, например, против дагона худ + брейсер и т.д.).
Но некоторые, наоборот, ошибочно подбирают контр тактики. Яркий пример: против анти-мага покупают блейдмеилы 0_0. Фактически, анти-маг дамагаер только за счет фидбека, он закупится в иас/пермабаш и будет рулить, так как с блэйдмэила ему перепадет совсем немного урона.
Я не говорю, что это в корни неправильно, просто энергию, которую вы потратите на бессмысленный поступок, можно было бы потратить на что-то, что ваш герой (и вы как игрок) сможете сделать лучше.
Несколько аспектов, которым стоит уделить внимание, и к которым нужно приложить усилия для достижения перевеса, а может быть, и решающего перевеса в дуэли.
Денай. Дословно - убийство. Крипов. Вражеских - для опыта, дружественных - чтобы опыт не достался врагу.
Осуществляется обычно щелчком правой кнопкой мыши (но гораздо эффективнее кнопкой "A", т.к. так вы можете еще атаковать дружественных крипов).
Самый важный показатель в дуэлях, т.к. даже самый небольшой перевес в деньгах уже ведет к преимуществу.
Тут надо знать пару нюансов.
1) Если вы добивает дружественного крипа, то вражеский милишник все равно получит небольшую, но все-таки порцию опыта. Поэтому золотое правило ластхита: денай вражеских крипов > деная дружественных крипов. Для начинающих сложно уследить за всем (лично я стараюсь добивать и тех, и тех в дуэли почти на автомате ;o), поэтому такого правила нужно придерживаться.
2) Никогда не расслабляйтесь, особенно после того, как вы сделали фб(first blood). Он не гарантирует вашу победу, ведь ваша победа в золоте, которое вы получаете за денай вражеских крипов.
Руны. Если у вас есть Empty Bottle (да что уж там, даже если нету), то контроль рун считается огромным преимуществом (особенно на одинаковых героях, особенно на одинаковых героях с одинаковым закупом). Поэтому благоразумно разведывать место респа рун (руны респаются каждую четную минуту) с помощью куры, а также возможен вариант с установкой туда варда.
Разведка. Согласитесь, если вы поймаете полуживого врага на фарме нейтралов и убьете его, вы не только сделаете это с легкостью и почти ничего не потеряете, но еще и сможете дофармить его лес ;p . Так что разведка это очень нужный фактор, который особенно остро чувствуется в дуэлях по всей карте. В дуэли только по центру разведка обычно ограничивается установкой варда на рампе (чтобы видеть противника).
Стратегия. Обычно в дуэлях только по центру особой стратегии нет. Она строится на сочетании убийства крипов с попытками остановить убийства крипов у противника.
А вот при игре на всей карте побеждают уже совсем другие герои, с совсем разным закупом, т.к. стратегия кардинально меняется.
Обычно при игре по всей карте стратегия строится на пушах и уничтожениях вражеских башень. Это и понятно - за них дают столько золото, сколько вы могли бы получить при убийстве ~10 крипов, т.е. при полной зачистке целых 2 спавнов.
Но до сих пор не ясен ответ на вопрос: что же важнее, "задрачивать" микро или глубже изучать теорию/страты/связки и т.д. Тут ничего разъяснять не буду - в дуэли, несомненно, решает лишь микро + хотя-бы частичное присутствие мозга . То есть, если вы умеете смоделировать ситуацию прямо во время игры, знать что кому чего покупать или придумать во время игры, то вам для победы будет достаточно только тренировать микро. Увы, это так, поэтому некоторые теоретики играть дуэли не любят.
Расслабление или упущенный случай.
Вы даже себе не можете представить, насколько вредно для дуэли малейшее расслабление.
Помнится, опытный игрок (играл баньшой) в дуэли против анти-мага убил его 3-4 раза, пропушил всю линию и разбил бараки, и, довольный своим превосходством, стал делать всякую фигню, вплоть до "можешь хоть убить меня, все равно я вин". Анти-маг не стушевался, добивал крипов, постепенно раскачался, и купив 1 башер, почти мгновенно убил баньшу. После этого последовал еще один килл, потом еще...
И как бы баньша не хотела выигрывать, как бы она не старалась, анти-маг убивал ее повсюду как раз плюнуть, сам же он отожрался настолько, что ппц, и, пропушив также всю линию, выиграл.
Никогда не стоит забывать об удаче. Она не сопутствует всегда, но она часто выпадает сильнейшим, как говорится.
Не стоит недооценивать, что врагу может банально повезти, а ведь 1-2 смерти в дуэли, это, по-большому счету, проигрыш, если враг не допускает явных ошибок. Поэтому некоторые заведомо не рискуют, особенно на высоких уровнях.
Это логично, и каждый игрок должен установить себе свою рамку "рембо", которую преступать нельзя.
Герои.
Конечно, можно вечно писать тирады (о том, что опытная Лина сможет убить не опытного Анти-Мага, но уж точно не наоборот), но все-таки, выбор героев тоже имеет большое значение. Конечно, если вы играете -ar, а особенно -arsh (где репикать нельзя), выбирать не приходиться, но некоторые герои подходят для дуэлей идеально. Они делятся на 3 типа - крутые только с большим закупом (от 3к и далее), крутые всегда и мальчики для битья (ака лузеры).
Вот скажите, стоит ли тини качать пассивку против врага рэйнж-героя, или личу максить ледяную броню против рэйнж-противника? Мягко говоря, в этом нет смысла, => сила героя уже немного ослаблена, т.к. у него появился целый 1 нерабочий скилл из 4. Это не так фатально, но может играть серьезное значение.
Рулят герои:
С абилами, заточенными под сильную игру в начале-миде (как правило, это харас или сильный ластхит, а то и все сразу). Вайпер, дриада, невер и т.д. не дают фармить в начале, стараются харасить, а потом просто перефармливают в деньгах или уровнях, поэтому являются выгодными героями 1 на 1.
Лейтовые герои. Убить под конец игры 1 на 1 воида, фантомку, тролля и прочих представителей почти невозможно, только если вы раскачаетесь ЕЩЕ сильнее. Как правило, в начале они слабоваты и смогут взять вверх только при плохой игре соперника.
Пермобашеры. Для командой игры 5 на 5 пермобашеры не очень выгодный вариант (как считают многие). Однако, 1 на 1 тактика пермобаша одна из самых действенных, так как фокусирование одной цели и постоянное держание ее в баше это практически килл. Одна трудность - раскачаться до пермобашера (как правило, 1-2 Cranium Basher, The Butterfly/Hyperstone) проблематично, если твой герой плохо фармит.
Хард нюкеры. Если игра идет до фб, то зевс/на/лешрак/лина вполне могут неплохо подуэлиться. За счет хорошего фарма с нюков могут также неплохо войти в лейт с гинсой или еще чем-нибудь.
Пушеры. При онли миде обычно пушеры не так сильны, так как не могут проявить ВСЕХ своих возможностей. Однако, если идет игра по всей карте, то брудмазер, фурион, тинкер с бот выиграют практически в любой битве.
Предметы.
Тактика покупки вещей часто строится на контрах. Т.е. против физдамагеров покупают вангуард, против сильных кастеров - худ.
Не буду объяснять, насколько важны предметы в дуэли. Особенно при битвах на одних героях (фактически, это единственное, что будет различать оппонентов).
Вообще, покупая предметы, нужно в первую очередь обращать внимание на такие статы (данные верны для дуэли онли по миду) в четкой последовательности:
1) хп реген
2) хп
3) мана (мана реген если у вас интовик в основном; иначе обходимся ботлом/воидом)
4) атака
Я думаю также не стоит объяснять, что кура покупается первой В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Желательно даже с дальнейшим грейдом в хавка.
Затрону тему некоторых предметов:
Vanguard.
Один из самых сильных предметов в дуэлях физдамагеров. Контрит очень многое и бывает полезным на протяжении всей игры. В начале игры харас блудсикеров, фантом лансеров и прочих представляет собой удары руками в основном, поэтому при должном лаке вангуард обеспечивает колосальную выживаемость и улучшает стояние на линии.Частой ошибкой играющих дуэль игроков становиться переоценка или недооценка вангуарда.
Например, бон флетчер в дуэли против тролля купил вангуард (было в моей практике), а тролль - маэль . Действительно, бон флетчер мог вести себя агрессивно, даже нагло, так как способен регенерировать весь дамаг + тролль ему особо ничего не сделает (разве что молнии маэля - магдамаг). В общем, бон в какой-то момент резко окрутел (в начале доминировал тролль), и видимо, потерял дальнейшую нить событий, не знал что купить. В противовес этому ["танкованию" у бона] у тролля отличный фарм (обычно герой под вангуардом напористее и поэтому бой ведется у вражеской по отношению к нему вышки), поэтому после покупки пары брейсеров (или даже тоже вангуарда О_О , это кстати интересное решение), пт и еще-чего нибудь на дамаг (аля мкб/буриза/дезоль и т.д.), тролль может переломить исход поединка. Бону флетчеру, чтобы не проиграть, нужно не забывать, что вангуард лишь временная панацея от всех бед, к середине игры надо покупать что-то существенное.
А вот пример на недооценку вангуарда. Блудсикер вс блудсикер. Один из них решил уповать на свой имба фарм и ластхит, купил мидас (!) и пару брейсеров. Другой же купил сразу вангуард. И что, тот с вангуардом даже не позволял другому подходить к крипам, и быстрее того пошел в фарм. Только у башни были какие-то шансы у блудсикера с мидасом, но скоро просто было и фб, и фастпуш, в общем, труба. Правда, замечу, что у блудсикера с вангуардом скилл был повыше .
По всей карте: Очевидно, что если у вас есть возможность избежать боя, просто перейдя на другую линию, то и выживаемость вовсе не понадобится. Поэтому вангуард в таком типе дуэлей очень плох.
Только по центру: Все плюсы я уже расписал выше. Обеспечивает выживаемость и хорошее стояние на линии.
Hood of Defiance.
Аегис был (до версии 6.41 помнится) достаточно дорогой и бестолковой покупкой в начале игры, ибо регена он не давал, страты были в основном расчитаны на маг. урон, => потребности в большой защите в начале игры не было. Другое дело, все резко нуждались в магрезе, поэтому аегис часто покупали даже только ради этого.Ситуация изменилась, как я считаю, к лучшему. Игра не только стала быстрее, но еще у всех появилась достаточно дешевая контра нюкерам на линии. Предмет дает и магрез, почти не уступающий "оригиналу" старого аегиса, и нужный при стоянии на линии хп/реген, все это в одной шмотке.
Достаточно универсальный арт, если бы не одно но - занимает один слот, поэтому в лейте предпочтительно его продать. Обычно дуэли (особенно которые до фб) не доходят до состояния "у каждого по 6 убер шмоток", поэтому там необходимость в слотах не так очевидна, поэтому я считаю, что худ - это весьма оправданная покупка в дуэли.
По всей карте: Как и в случае с вангуардом, боев можно избежать, и есть хорошие альернативы для покупки худа (например некро (если разрешен)). Покупать стоит, только если стычки между вашим противником-нюкером неизбежны.
Только по центру: Очень полезен и за счет стояния на линии, т.к. +8хп/реген это вам не шутки.
Hands of Midas.
Полезность мидаса становится очевидной, если вы его купили как можно раньше (к примеру, на 10-15 минуте), т.к. с каждой минутой вы уже увеличиваете свое преимущество над оппонентом.
Также если у вас есть возможность фармить "не отходя от кассы", лучше применяйте мидас на обычных крипах, т.к. время (которое вы потратите на трансмутацию воооооон того кента) в дуэли ценнее, чем в игре 5x5.
Есть множество статей о мидасе, останавливаться на этом я не буду.
За полчаса можно применить 18 раз, каждый раз грубо говоря в среднем дает 100 золота, итого - 1800 золота. Стоимость мидаса - 2010, то есть, за полчаса мидас даже не окупаеться (!), а за 1% IAS мы платим ~67 монет (даже сравнивать с пт стыдно, там за 1% мы платим ~43 монеты). То есть, если вы покупаете в дуэли мидас только ради фарма, это не оправдает себя. Нужно куда-нибудь деть даваемый им IAS, поэтому обычно мидас покупается героями с орбами, нуждающимися в хорошей скорости атаки (вайпер/бон/сало и т.д.).
По всей карте: Полезен одинаково.
Только по центру: Полезен одинаково.
Ring of Basilius.
Всегда считал этот арт самый имбанутым ;o . На халяву получаем 0.15 регена маны АУРОЙ и +1 защиту АУРОЙ. Да еще и +6 к атаке.
Однако в дуэлях он применяется немного по другому поводу. Из-за отличной ауры, которая дает крипам защиту. Их защита повышается на ~10%, что есть очень даже сильная плюшка при пуше. Считается, что базиль на линии надо отключать, чтобы не драться под вражеским товером (т.к. аура делает ваших крипов сильнее вражеских). Это верно. Но что делать, если вы находитесь на разных лайнах? =) Там уже вышку охранять никто не будет, и можно преспокойно ее сносить (не забывая посматривать, не пошел ли герой врага на защиту ;o).
По всей карте: Крайне полезен, т.к. обеспечивает более быстрый пуш.
Только по центру: Менее полезен, отключать ауру обязательно.
Guinsoo's Scythe of Vyse.
Представьте, что такое 4 сек. безбоязненно бить противника ;o . В затяжной дуэли я бы даже троллю вс тролля посоветовал бы его купить, т.к. за 4 сек. можно нанести огромный дмг ;O .
По всей карте: Стычки с противником будут в любом случае, как раз между ними будет идти кд .
Только по центру: Бесспорно полезен.
Empty Bottle.
Если абуз с птицей разрешен (под этим подразумевают обычно перезарядку хавком бутылки у фонтана), то бутылка становится опасным оружием даже в отсутствии, собственно, рун на карте =) . Цели покупки предмета и так ясны.
По всей карте: Бесспорно.
Только по центру: Обычно стоит -np, поэтому полезность мала.
Вот и все, хочу услышать ваши комментарии и дополнения.